Продолжаю знакомство с фильмами, представленными в прошлом годом на основных кинофестивалях.

"Антихрист" (Ларс фон Триер)
Критика и жюри очень холодно приняли новый фильм режиссера. Говорят, что многие плевались и покидали свои места во время сеанса - и поначалу такая реакция казалась мне непонятной. Но только поначалу.

Фильм начинается с черно-белой зарисовки, в которой фон Триер демонстрирует то, на что он способен. И эти способности впечатляют. Забегая вперед, отмечу, что в рамках собственной эстетики фильм красив и сделан мастером своего дела. Другое дело, что эта эстетика может шокировать, пусть и не в этом заключена ее суть. Режиссер играет по собственным правилам - и в этом ему не откажешь. Собственные правила - его, режиссера, право и основной инструмент.

Главную роль в фильме исполнила Шарлотт Гинзбург. Дочь звездной пары - Сержа Гинзбурга и Джейн Биркин. Шарлотт пошла по стопам обоих родителей - не так давно вышла ее новая пластинка "IRM", которая мне лично очень нравится и с удовольствием ее слушаю. На киноплощадке она также хороша, свою роль исполнила блестяще, а ведь роль сложная, смелая, откровенная, требующая помимо актерского таланта личного мужества.

Так почему же зрители плевались? Почему я через силу досмотрел его сам? Дело ли в грязных сценах жестокости и насилия или в чем-то другом? Полагаю, большая часть зрителей пыталась понять - к чему же он, фон Триер, клонит, к чему вся эта мерзость на экране, а когда (и если) понимала (или делала вид), то вопрошала: причем здесь он, зритель, - и почему обращаются с этим к нему лично?

Меня же волнует другое: верит ли личность режиссера в то, о чем говорит или просто занимается исследованиями на заданную тему в качестве постороннего наблюдателя (скрытого за камерой), не разделяя при этом самой идеи? Если верит, то я испытываю глубочайшее сострадание к нему. Если не верит, то для чего эти игры?