Прочел все книжки Тибора Фишера, переведенные на русский язык, коих числом будет пять. Следом взялся за "Как все было" Джулиана Барнса - одна из тех его книг, с которыми до этого был знаком разве что по названию. Между Фишером и Барнсом как будто бы и нет ничего общего, но тогда непонятно - почему я их сравниваю и противопоставляю: американец vs. англичанин, панк vs. интеллигент, юмор vs. тонкий юмор... Может быть единственная общая черта у этих двоих - это та, которая их разделяет. Однако Фишер отличный рассказчик - и тут в нем есть нечто тарантиновское, диалоги веселые и забавные - и тут в нем, опять же, нечто тарантиновское по духу присутствует. "Коллекционная вещь" и "Философы с большой дороги" - пожалуй, это те две вещи, которые может быть когда-нибудь захочется прочитать еще разок.

***

Одновременно читаю Стивена Джуана. Это такой американский доктор, который пишет книжки о занимательных фактах касательно устройства нашего тела, мозга и т.п. Весьма полезное чтиво с кучей информации, которую каждый, наверное, искал когда-то в детстве у родителей и получал, как правило, в ложно-мифологическом виде. Человек - создание удивительное и интересное: и если ты разбираешься в устройстве карбюратора, но знать-не знаешь для чего тебе дана селезенка, и как она работает, то это, право, только подтверждает "удивительность" человека и физико-психологических процессов, в нем происходящих.
Вот взять храп, например. Если верить доктору Джуану, то храпу подвержены 45% людей time-to-time, а 25% так и вовсе занимаются этим постоянно. Вероятность храпения повышается, если ты в возрасте, весишь явно больше, чем позволяет твой рост и спишь на спине. Таким образом, неудивительно, что в твоем купе поезда всегда кто-то храпит, подтверждая статистические данные доктора Джуана, особенно если учесть процент толстяков-пенсионеров, спящих на спине, среди общего числа пассажиров. Далее предлагается любопытная теория касательно необходимости храпа как такового и причин, по которым в процессе эволюции тот не выветрился из человека: дескать, поскольку наши далекие предки, ночуя группой в пещере, становились легкой добычей хищников, то если один из группы храпит, а другой - не спит из-за этого, то повышается вероятность того, что мучающийся и неспящий вдруг заметит стремительное появление пантеры и громким криком оповестит о том всех своих родственников. Храп как инструмент самосохранения - любопытно. Хотя я вовсе не уверен, что такая сложная комбинация была предусмотрена природой, которая предпочитает простую гениальность сложной. Нельзя быть уверенным, что древний человек в принципе пользовался храпом (многим ли удавалось дожить до 40? многие ли имели при себе подкожные запасы жира?), а если и пользовался, то может быть просто для того, чтобы сородич случайно не наступил на него в кромешной тьме пещеры во время пробуждения индивидуально-физиологического характера? Более простой вариант самосохранения - как он есть.

***

И одновременно читаю "Таинства Египта" Льюиса Спенса. Это шотландский антрополог, фольклорист, трудившийся в первой четверти 20-го века. С его работами я уже ранее был знаком по трем-четырем книжкам, каждая из которых дается весьма тяжело по причине занудства автора и большой доле пространных рассуждений относительно общего объема страниц. Будем считать, что это характерные черты для антропологов того времени.